Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Воображение

    ВООБРАЖЕНИЕ

     

    Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Это удивительная способность человека, благодаря которой он может мысленно побывать в прошлом или будущем, может спуститься глубоко под землю или перенестись на любую планету, может увидеть животное, которое никогда не видел. Таким образом, воображение существует в виде представлений или образов каких-либо предметов, событий или явлений.

    Невозможно представить себе человека, не умеющего фантазировать. Такой человек мог бы говорить только о том, что видит, но он не мог бы мечтать, планировать свои действия, предвидеть наступление тех или иных  событий. Иногда фантазия используется в отрицательном смысле. Так, необразованный человек может понимать под воображением или фантазией всё то, что нереально, не соответствует действительности и что поэтому не имеет никакого практического значения. На деле же воображение – основа твоих мыслей и творчества – проявляется везде, в любой деятельности человека. Ведь недаром Наполеон сказал, что «воображение правит миром».

    Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, то есть образы из действительности, всплывающие в памяти, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала — следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием её в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

     

    Природа воображения. Образы памяти и образы воображения – общее и различия.

    Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением — хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным — и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать — это преображать.

    Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать её и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. Поэтому прав был А. М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека над животным» — вымысел прежде всего как замысел.

    Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П. П. Блонский и др.). [5, с. 320] Исходя из этого, различают репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение и отожествляют первое с памятью.

    Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой — образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь.

    Воображение — это отлёт от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

    Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти — это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти — сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения — их преобразовать.

    Воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов перестает быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов-представлений, становясь свободным оперированием образами, не связанным установкой на воспроизведение. По мере восхождения ко всё более высоким ступеням или формам воображения оно всё более четко дифференцируется от памяти.

    В своих высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к объективной действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризует память в ее высших сознательных формах. Для памяти в её высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознаётся в этом отношении к нему как его воспроизведение. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования.

    Для воображения в тех высших его формах, в которых полностью проявляется его специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно данному — сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти исходит из отношения, с одной стороны, воспроизведенных образов памяти, с другой — воображения к объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, т. е. тот процесс, продуктом или содержанием которого является представление.

    Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддаётся преобразованию. Но там, где происходит лишь как бы мерцание образа без определенной тенденции, обусловливающей преобразование в определенном направлении, никак не приходится еще говорить о воображении. Здесь налицо лишь некоторые предпосылки для его преобразующей деятельности.

    Однако такие тенденции, обусловливающие трансформацию образов, отражающих действительность в определённом направлении, неизбежно появляются в силу того, что на этих образах, вплетённых в психическую жизнь личности, сказываются общая направленность данной личности, её потребности, интересы, чувства и желания. Этим и порождается преобразующая деятельность воображения.

    Многообразные отношения реальной личности к реальным явлениям действительности порождают те преобразования, которым более или менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.

    Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят иногда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.

    Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением, под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порождён чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном — а может быть, и бездушном — отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.

    Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается определённая способность, по мере того, как воображение формируется в какой-нибудь конкретной деятельности.

     

    Список использованной литературы:

     

    1. Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение. - Воронеж.: Изд-во института практической           психологии, 1996г. - 374 с.
    2. Маклаков А.Г. Общая психология. - Питер, 2005г.
    3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2000.-512с.
    4. Рогов Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону, 2006г. – 224 с. (серия «Психология детства»)
    5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999г. - 720с. - (серия «Мастера психологии»)

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (28.11.2016)
    Просмотров: 304 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: