Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ЗПР у детей. Как отличить в дошкольном возрасте для того, чтобы вовремя принять меры

    Понятие задержки психического развития.

    Виды задержки психического развития.

     

    Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушения онтогенетического развития). Дети, в медицинской карточке которых стоит такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезнь матери в период беременности, родове травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы. В западной психологи и невропатологи это явление называют минимальной мозговой дисфункцией. [4, с. 112]

    Диагноз  ЗПР в значительной степени условный, этапный и объединяет в себе различные различные клинические состояния отклонений  в психическом развитии ребёнка. В дальнейшем при проведении лечебно-коррекционных мероприятий он либо снимается, так как ребёнок переходит в категорию психической нормы, либо трансформируется в какую-либо отчётливую нозологическую форму. [2, с. 123 - 124]

    По этиологическому признаку задержки психического развития, согласно классификации К.С. Лебединской, можно подразделить на:

    • конституциональные;
    • церебрально-органические;
    • соматогенные;  
    • психогенные.

    Педагоги в детском саду у детей с ЗПР наблюдают нарушения как эмоционально-потребностной, так и интеллектуальной сфер. Но в одних случаях преобладает эмоциональное недоразвитие, в других – нарушения познавательной деятельности. Поэтому они условно делят детей с ЗПР на две подгруппы: дети с ЗПР конституционального происхождения (психическим и психофизическим инфантилизмом) и дети с задержкой церебрально-органического происхождения.

    При задержке развития конституционального происхождения дети мене физически развиты, чем их сверстники. Их отличают яркие эмоциональные реакции, детская непосредственность, большая внушаемость, несамостоятельность, игровые интересы. Инфантильность психики не даёт им возможности адаптироваться к условиям обучения.

    Задержка психического развития церебрально-органического происхождения оказывается, как правило, наиболее тяжёлой. Недостаточность развития памяти и внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость обусловливают существенные нарушения познавательной деятельности. Они излишне раздражительны, обидчивы и конфликтны. В детском саду они избегают подготовительных занятий к школе, предпочитая подвижные, малосодержательные игры, не запоминают стихотворений, песен. Реже наблюдается заторможенность и эмоциональная вялость. У них когут появляться неврозоподобные явления (страхи, заикание, енурез, навязчивые движения), немотивированные  колебания настроения. Отличаются церебрастеническими проявлениями: повышенная истощаемость, резкое снижение работоспособности,  неспособность к длительному психическому напряжению, а также ранимость, слезливость, понижение настроения. В школу приходят, не владея начальними элементами грамоты. Непродуктивность мышления, отсутствие содержательных обобщений и неразвитость отдельных интеллектуальных операций приводят к тому, что иногда детям с ЗПР ставят неверный диагноз олигофрения.

             ЗПР соматогенного происхождения появляется при хронических инфекциях и аллергиях, пороках сердца и других соматических заболеваниях, влияющих на развитие мозговых функций. ЗПР психогенного происхождения связывают с неблагоприятными условиями воспитания. Следует подчеркнуть¸ что замедление темпа психического развития и возникновение отклонений в развитии личности ребёнка возможны только при длительной и серьёзной соматической недостаточности и крайне неблагоприятном воспитании, приводящем к патологическому формированию личности. Обычно в других, не столь тяжёлых случаях наблюдается только педагогическая запущенность, не представляющая собой патологического явления.

    Таким образом, нужно иметь в виду, что причины и механизмы формирования ЗПР носят смешанный характер, а форм их синдромологического проявления может быть много. Среди наиболее часто встречающихся вариантов ЗПР в литературе называют:

    • ЗПР с церебрастеническим синдромом;
    • дети с психофизическим инфантилизмом;
    • ЗПР с невропатоподобным синдромом;
    • ЗПР с психопатоподобным синдромом;
    • ЗПР при детских церебральных параличах;
    • ЗПР при общем недоразвитии речи;
    • ЗПР при тяжёлых дефектах слуха;
    • ЗПР при тяжёлых дефектах зрения;
    • ЗПР при тяжёлых соматических заболеваниях;
    • ЗПР при тяжёлой семейно-бытовой запущенности.

    Каждый из этих типов задержки психического развития имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой задержки психического развития.

    Задержка психического развития не относится к стойким необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком. Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий   воспитания и обучения. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребёнок ещё не достиг младшего школьного возраста; занятия с дошкольниками наиболее эффективны.

    Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Н.А. Цыпина, занимавшаяся изучением особенностей развития детей с задержкой психического развития, выявила их специфические особенности.

    Общий запас знаний и представлений об окружающем мире у детей узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно-действенного мышления по сравнению со словесно-логическим.

    Для всех детей с задержкой психического развития характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности, обеспечивающей нормальное протекание познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Важно подчеркнуть, что применение стимулирующей и организующей помощи повышает эффективность решения интеллектуальных заданий.

    Дети с задержкой психического развития слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «тёплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы.

    Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с задержкой психического развития обнаруживают отставание в двигательном развитии. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

    Одной из основных особенностей задержки психического развития является неравномерность нарушения психических функций. Например, мышление может быть сохранно по сравнению со вниманием, памятью или умственной работоспособностью.

    Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем неуспехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учёбе и к любой деятельности, требующей определённых усилий.

    Ульянова У.В. выделила качественные характеристики мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Прежде всего отмечается индифферентное отношение к мыслительной деятельности на всех её этапах, как к самому процессу, так и к результату. Как правило, ими выделяются лишь внешние, несущественные признаки предметов или явлений, а обобщения ситуативны и изменчивы. Узкий круг представлений об окружающем и несистематичность знаний, отсутствие саморегуляции умственной деятельности приводят к тому, что мыслительный акт характеризуется отсутствием целостности, разорванностью. Индифферентное отношение к умственной деятельности проявляется в некритичном отношении к результатам выполнения задания. Такая некритичность свойственна и для их поведения в целом.

    В психолого-педагогических исследованиях Жаренковой Г.И., Пермяковой В.А., Дашкевич С.А.  отмечаются следующие особенности внимания у детей с задержкой психического развития:

    1. Неустойчивость внимания, которая ведёт к снижению

    продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребёнок продуктивно работает в течение 5-10 минут, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, отдыхает, накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты отдыха ребёнок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребёнок снова способен к продуктивной деятельности.

    1. Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.
    2. Снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
    3. Сниженная избирательность внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей.
    4. Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся в стадии усвоения.
    5. «Прилипание внимания» выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
    6. Повышенная отвлекаемость.

    Несмотря не описанные выше общие недостатки внимания, у детей с задержкой психического развития наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность наблюдается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы. У других же наоборот – максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

    Исследование влияния посторонних воздействий (шума, речевых помех и т.п.) на деятельность детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с задержкой психического развития любых посторонних раздражителей. Дети делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.

    Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребёнок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды.

    В настоящее время по отношению к детям, у которых на первое место выходят исключительно нарушения внимания, осложнённые повышенной двигательной и речевой активностью, стали использовать термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

    Но, не смотря на перечисленные имеющиеся недостатки внимания у детей с задержкой психического развития, потенциальные их возможности достаточно высоки.

    ВЫВОДЫ:

    В ходе изучения психологической литературы, были обозначены основные причины возникновения задержки психического развития, а также рассмотрена классификация К.С.Лебединской:

    • Задержка психического развития конституционального происхождения: это так называемый гармонический инфантилизм, который проявляется в одновременном недоразвитии телосложения и психики.
    • Задержка психического развития соматогенного происхождения: задержка развития в этом случае – следствие перенесённых или переносимых заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, стойкой астении, порока сердца и т.д.
    • Задержка психического развития психогенного происхождения: дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания – гиперопекой, безнадзорностью и т.д.
    • Задержка психического развития церебрально-органического происхождения: нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в этом случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур.

    Были выделены основные особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:

    1. Неустойчивость внимания, которая ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля.
    2. Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости.
    3. Снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
    4. Сниженная избирательность внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей.
    5. Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий.
    6. «Прилипание внимания» выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
    7. Повышенная отвлекаемость.

    Список использованной литературы.

    1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской.- М., 1982г.
    2. Демьянова Ю. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум/Оформл. обл. Андреева А. С.. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респект», 1999г.
    3. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М., 1984г.
    4. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одарённости. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: ТЦ «Сфера», 1999г.
    5. Методика Д. Векслера WISC
    6. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер, 2001г. - 256 с.
    7. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
    8. Психология внимания/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я Романова.- М., 2001г.
    9. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/сост. Радугин А.А.; науч. редактор Кротков Е.А. – М.: 1996г.
    10. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М., 1990г.
    11.  Ульянова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.- М., 2002г.
    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (29.11.2016)
    Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: