ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сказано в Писании: "Что пользы человеку,
если весь мир во владение приобретет,
а душу свою утеряет".
Мало кто из нас до поры, до времени всерьёз относится к сохранению здоровья и готов ради этого трудиться (проводить профилактику). Причем речь в данном случае идет не столько о телесном, сколько о душевном и духовном здоровье, о полноте и целостности самобытия и глубине самореализации человека, проще говоря, о жизненных ценностях.
Жизненные ценности - это то, что люди считают важным для их жизни, что образует цели и мотивы их деятельности, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни.
Здесь очень важно отличать потребности и ценности, и предпосылки для их удовлетворения.
Базовые потребности: потребности физиологические, т. е. в удовлетворение запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении;
Ценности: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии (единство противоположностей), жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.
Предпосылки удовлетворения базовых потребностей и жизненных ценностей: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок, "вызов" (стимуляция) в качестве дополнительной предпосылки, исходящей из внешнего окружения.
Человеку необходимо сначала удовлетворить потребности. А удовлетворение потребностей обеспечивает возможность осознания жизненных ценностей и их участие в мотивации.
Любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации (развитии способностей).
С целью изучения жизненных ценностей в 2008 году была проведена психологическая акцию в 5-х и 9-х классах. Вот какие были получены результаты.
По мнению пятиклассников «В хорошей школе всегда…»:
… учителя добрые и хорошие и любимые
… есть много хороших друзей
… интересно, весело и удобно
… есть любовь
Для учащегося пятого класса «Человек счастлив, когда…»:
… у него есть друзья
… когда он получает подарок
… ему всё удаётся (получил «5» или «4»; стал президентом)
… получил «5», отметки хорошие
… живёт в любви (его все любят; когда в него влюбились; сам любит)
… есть друзья
Для учащегося девятого класса «Счастье это…»:
… всё ОК, исполнение своих желаний
… когда есть семья, работа и всё устраивает в жизни
… когда ты и твоя семья живы, здоровы, любят друг друга и ценят друг друга
Девятиклассники отвечают на вопрос «Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?» так:
С тем, кто ТЕБЯ любит - 66%
С тем, кого ТЫ любишь – 13%
Не определились – 21%
Ответ учащихся пятых классов на вопрос: «Самое главное в жизни пятиклассника – это…»
… родители, семья
… здоровье
… дружба, поддержка, понимание
…счастье
… деньги
Выбор жизненных ценностей девятиклассников
1 |
Дружная семья
68% |
Профессиональная карьера
32% |
2 |
Крепкое здоровье
и долголетие
75% |
Яркая, не спокойная жизнь
25% |
3 |
Близкие и
любимые люди
80% |
Интересная работа,
не оставляющая свободного времени
20% |
Девятиклассники порядочным человеком называют:
… человек, знающий этикет, «дружащий» с законом и исполняющий обещания
… человек, который знает всему меру, контролирующий себя и свою жизнь
… воспитанный, хорошо выглядит
… человек, уважающий себя и других
… человек, который не жертвует ради своих интересов жизнью, здоровьем, благополучием других людей
… человек, который соблюдает все моральные нормы и уважительно, и с пониманием относится к другим людям
… джентельмен
… честный, благородный
… семейный человек, с доходом и приличным поведением
… добрый, отзывчивый, миролюбивый
… Путин В.
… вежливый
… держит слово
В каждом человеке заложены способности к творчеству, непринужденному поведению, заботе о других, любознательности, постоянному психологическому росту, к тому, чтобы любить и быть любимыми, а также все другие характеристики, обнаруживаемые у самоактуализирующихся людей.
Главным принципом, определяющим соотношение агрессии и доброты в поведении ребенка, служит принцип безопасности: если ребенок чувствует себя незащищенным, если у него отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, если его базовые потребности – потребности в безопасности, в любви, в принадлежности и в уважении не получают удовлетворения, то такой ребенок будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. И наоборот, ребенок, постоянно ощущающий любовь и уважение, скорее всего не будет проявлять деструктивности в своем поведении.
Ребёнок не может достичь самоактуализации (развитии своих способностей), пока не удовлетворены все его потребности в безопасности, социальной принадлежности, достоинстве, любви, уважении и оценке. Ребенок свободен от тревожности, когда чувствует себя достойным любви и знает, что принадлежит миру, что кто-то уважает его и хочет иметь с ним дело.
Вы познакомились с результатами психологической акции. Подводя итог, можно сказать, что жизненные ценности, способствующие самоактуализации человека отодвигаются учащимися на задний план (либо вообще не упоминаются), а на первых местах стоят социальные ценности, являющиеся по сути основными базовыми потребностями человека.
Мы не можем любить всех учеников, но мы можем всё же научиться мирно сосуществовать с ними. ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ТО, ЧТОБЫ С НИМИ ОБХОДИЛИСЬ ДОСТОЙНО И УВАЖИТЕЛЬНО. Помните, что любые изменения в классе (как позитивные, так и негативные) начинаются с нас, профессионалов, а не с учеников.
ПОЭТОМУ:
Наша задача - постоянно поддерживать нужное психологическое состояние обучающихся, вырабатывать и поддерживать в них иммунитет в отношении чуждых обществу влияний, изо дня в день формировать в их головах правильную систему ценностей.
Демонстрируйте поддержку. Рекомендую придерживаться правила трёх «П» - понимание, приятие и признание.
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми, т.е. иметь способности к децентрации .
Приятие означает положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет.
Признание - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. Необходимо создание ситуаций, допускающих выбор, предлагать детям альтернативу.
И люди, и ситуации являются уникальными в каждый отдельный момент времени. Ребёнок должен осознать собственную уникальность и научиться лицом к лицу встречаться с уникальностью происходящего. Он должен уметь различать, классифицировать, определять и анализировать уникальность ситуации, соотнося ее с текущим моментом выполнения своей собственной миссии. Мало познать самого себя, необходимо еще и осуществить самого себя, реализовать свои потенции и достичь полноты раскрытия внутренних сил. Мало ответить на вопросы «кто я?» и «каков я?», важно еще и определить, где, в чем и каким образом я должен реализоваться и расцвести.
К данной статье на этом ресурсе есть презентация и памятка для педагогов:
Презентация: https://vk.cc/5RWs1G
Памятка: https://vk.cc/5RWsli
|