Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Жизненные ценности учащихся 5-х и 9-х классов

    ИССЛЕДОВАНИЕ  ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     

    Сказано в Писании: "Что пользы человеку,

    если весь мир во владение приобретет,

    а душу свою утеряет".

     

    Мало кто из нас до поры,  до времени всерьёз относится к сохранению здоровья и готов ради этого трудиться (проводить профилактику). Причем речь в данном случае идет не столько о телесном, сколько о душевном и духовном здоровье, о полноте и целостности самобытия и глубине самореализации человека, проще говоря, о  жизненных ценностях.

    Жизненные ценности - это то, что люди считают важным для их жизни, что образует цели и мотивы их деятельности, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни.

    Здесь очень важно отличать потребности и ценности, и предпосылки для их удовлетворения.

    Базовые потребности: потребности физиологические, т. е. в удовлетворение запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении;

    Ценности: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии (единство противоположностей), жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

    Предпосылки удовлетворения базовых потребностей и жизненных ценностей: свобода слова, свобода исполнять свои желания, если этим не наносится ущерб другим, свобода исследования, свобода защищать себя, справедливость, честность и порядок, "вызов" (стимуляция) в качестве дополнительной предпосылки, исходящей из внешнего окружения.

    Человеку необходимо сначала удовлетворить потребности. А удовлетворение потребностей обеспечивает возможность осознания жизненных ценностей и их участие в мотивации.

    Любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации (развитии способностей).

     С целью изучения жизненных ценностей в 2008 году была проведена психологическая акцию в 5-х и 9-х классах. Вот какие были получены результаты.

     

    По мнению пятиклассников «В хорошей школе всегда»:

    … учителя добрые и хорошие и любимые

    … есть много хороших друзей

    … интересно, весело и удобно

    … есть любовь

     

    Для учащегося пятого класса «Человек счастлив, когда»:

    … у него есть друзья

    … когда он получает подарок

    … ему всё  удаётся (получил «5» или «4»; стал президентом)

    … получил «5», отметки хорошие

    … живёт в любви (его все любят; когда в него влюбились; сам любит)

    … есть  друзья

     

    Для учащегося девятого класса «Счастье  это…»:

    … всё ОК, исполнение своих желаний

    … когда есть семья, работа и всё устраивает в жизни

    … когда ты и твоя семья живы, здоровы, любят друг друга и ценят друг друга

                

    Девятиклассники отвечают на вопрос «Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?» так:

    С тем, кто ТЕБЯ  любит  - 66%

    С тем, кого ТЫ  любишь – 13%

              Не определились – 21%

     

    Ответ учащихся пятых классов на вопрос: «Самое главное в жизни пятиклассникаэто»

    … родители, семья

    … здоровье

    … дружба, поддержка, понимание

    …счастье

    … деньги

     

    Выбор жизненных ценностей девятиклассников

     

    1

    Дружная семья

                       68%

    Профессиональная карьера

                                                            32%
    2

    Крепкое здоровье

    и долголетие

                      75%

    Яркая, не спокойная жизнь

                                                            25% 
    3

    Близкие и

    любимые люди

                       80%

    Интересная работа,

    не оставляющая свободного времени

                                                             20%

     

    Девятиклассники порядочным человеком называют:

    … человек, знающий этикет, «дружащий» с законом и исполняющий обещания

    … человек, который знает всему меру, контролирующий себя и свою жизнь

    … воспитанный, хорошо выглядит

    … человек, уважающий себя и других

    … человек, который не жертвует ради своих интересов жизнью, здоровьем, благополучием других людей

    … человек, который соблюдает все моральные нормы и уважительно, и с пониманием относится к другим людям

    … джентельмен

    … честный, благородный

    … семейный человек, с доходом и приличным поведением

    … добрый, отзывчивый, миролюбивый

    … Путин В.

    … вежливый

    … держит слово

     

    В каждом человеке заложены способности к творчеству, непринужденному поведению, заботе о других, любознательности, постоянному психологическому росту, к тому, чтобы любить и быть любимыми, а также все другие характеристики, обнаруживаемые у самоактуализирующихся людей.

    Главным принципом, определяющим соотношение агрессии и доброты в поведении ребенка, служит принцип безопасности: если ребенок чувствует себя незащищенным, если у него отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, если его базовые потребности – потребности в безопасности, в любви, в принадлежности и в уважении не получают удовлетворения, то такой ребенок будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. И наоборот, ребенок, постоянно ощущающий любовь и уважение, скорее всего не будет проявлять деструктивности в своем поведении.

    Ребёнок не может достичь самоактуализации (развитии своих способностей), пока не удовлетворены все его потребности в безопасности, социальной принадлежности, достоинстве, любви, уважении и оценке. Ребенок свободен от тревожности, когда чувствует себя достойным любви и знает, что принадлежит миру, что кто-то уважает его и хочет иметь с ним дело.

    Вы познакомились с результатами  психологической акции. Подводя итог, можно сказать, что жизненные ценности, способствующие самоактуализации человека отодвигаются учащимися  на задний план (либо вообще не упоминаются), а на первых местах  стоят социальные ценности, являющиеся по сути  основными базовыми потребностями человека.

    Мы не можем любить всех учеников, но мы можем всё же научиться мирно сосуществовать с ними. ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ТО, ЧТОБЫ С НИМИ ОБХОДИЛИСЬ ДОСТОЙНО И УВАЖИТЕЛЬНО. Помните, что любые изменения в классе (как позитивные, так и негативные) начинаются с нас, профессионалов, а не с учеников.

    ПОЭТОМУ:

    Наша задача - постоянно поддерживать нужное психологическое состояние обучающихся, вырабатывать и поддерживать в них иммунитет в отношении чуждых обществу влияний, изо дня в день формировать в их головах правильную систему ценностей.

    Демонстрируйте поддержку. Рекомендую придерживаться правила трёх «П» - понимание, приятие и признание.

    Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми, т.е. иметь способности к децентрации .

    Приятие означает положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности  независимо от того,  радует он в данный момент  взрослых или нет.

    Признание - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. Необходимо создание ситуаций, допускающих выбор, предлагать детям альтернативу.

    И люди, и ситуации являются уникальными в каждый отдельный момент времени. Ребёнок должен осознать собственную уникальность и научиться лицом к лицу встречаться с уникальностью происходящего. Он должен уметь различать, классифицировать, определять и анализировать уникальность ситуации, соотнося ее с текущим моментом выполнения своей собственной миссии. Мало познать самого себя, необходимо еще и осуществить самого себя, реализовать свои потенции и достичь полноты раскрытия внутренних сил. Мало ответить на вопросы «кто я?» и «каков я?», важно еще и определить, где, в чем и каким образом я должен реализоваться и расцвести.

     

    К данной статье на этом ресурсе есть презентация и памятка для педагогов:

    Презентация: https://vk.cc/5RWs1G  

    Памятка: https://vk.cc/5RWsli 

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (21.11.2016)
    Просмотров: 133 | Теги: порядочность, школа, базовые потребности, жизненныеценности, здоровье, любовь | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: