Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Виды воображения

    Виды воображения.

     

    Читая книги, рассматривая картины, строя модели, вы мысленно создаёте образы действующих лиц, никогда не виденных животных, растений, представляете явления природы, пейзаж,  те или иные описанные в произведении событии, предметы быта, «слышите» грохот пушек или пение птиц, голоса героев. Этот вид воображения получил название репродуктивного (воссоздающего).

    Создание того или иного образа зависит от многих причин.

    Во-первых, от того человека, который создавал опору для воображения, насколько ярко он смог передать свои мысли. Например, сравните два предложения: 1. На столе лежал арбуз. 2. На белой скатерти стола лежал огромный тёмно-зелёный полосатый арбуз.

     Какое из них позволило Вам создать лучшее представление? Конечно второе.

    Таким образом, образы воссоздающего воображения будут тем ярче, чем ярче та основа, на которой они разворачиваются.

    Во-вторых, полнота и чёткость воссоздаваемого образа зависят от того, какое воображение у Вас. Читая, рассматривая, слушая, каждый человек создаёт свой образ. У разных людей могут преобладать разные образы воображения: зрительные, слуховые, двигательные и т. д. Жизненный опыт, профессия человека также влияют на его воображение: врачу легче представить, как будет развиваться болезнь, пожарному – как будет распространяться огонь, а архитектору – в каком месте реки построить мост. Чем больше Вы знаете, тем более правильный образ Вы создадите. Так, если Ваш друг никогда не видел метро, то рассказать ему об этом будет трудно.

    Другой вид воображения получил название продуктивного (творческого). Он отличается тем, что создаваемый образ является совершенно новым, не существовавшим раньше. Творческое воображение проявляется в искусстве, в научных и технических изобретениях. Очень важно, чтобы эти изобретения приносили пользу и могли быть использованы в жизни. Иначе они будут никому не нужными и даже вредными.

    Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного ему порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно. [5, с. 322]  

    Творческое воображение имеет свои законы и правила. Без их знания нельзя изобретать, слагать стихи и др. В основе этих правил  стоит мысленное разложение старых образов на части и последующее их соединение по-новому. Один из наиболее известных приёмов воображения называют агглютинацией  (склеивание).

    Агглютинация – создание новых образов на основе соединения, «склеивания» частей имеющихся образов и представлений.

    С агглютинацией мы сталкиваемся, когда берём отдельные части от разных предметов и соединяем их вместе. Так, например, образ русалки создан из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зелёных водорослей (волосы). Таким же образом созданы избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т. д. О приёме агглютинации хорошо высказался художник и изобретатель Леонардо да Винчи: «Если хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для её головы голову овчарки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». [4, с. 202]

    Ещё один приём работы воображения – акцентирование.

    Акцентирование – создание новых образов путём подчёркивания тех или иных черт.

    При акцентировании специально выделяют, подчёркивают какую-то часть предмета, что делает предмет необычным. Акцентирование позволяет выделить в образе самое существенное, самое важное. Этим нередко пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителю поесть пририсовывают большой живот.

    Если акцентирование перенести на весь предмет, увеличив или уменьшив его, то будут получены ещё два способа творческого воображения – гипербола и литота. Используя эти приёмы были созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера», многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью-двеннадцатью головами, одноглазый циклоп и т. д.

    Творческое воображение присутствует в национальных орнаментах и узорах. Этот приём называется схематизацией. Основой подобных схем обычно является природа и окружающие человека предметы.

    Особым видом воображения является мечта.

    Мечтать – это значит создавать образ желаемого будущего, приятные для нас образы того, к чему человек стремится.

    Мечты бывают реальные, когда человек точно знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, когда достигнуть её нельзя. Нереальные мечты красиво называют грёзами. Между реальными и нереальными мечтами нет непроходимой пропасти. Но чтобы мечты превратились в реальность, необходимо приложить усилия. Ричард Бах заметил: «Каждая мечта даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако для этого, возможно, придётся потрудиться».[4, с. 210] Жизнь такова, что осуществление одной мечты порождает новые, давая простор для воображения.

     

    ВЫВОДЫ:

     

    Под воображением понимают способность человека представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

    Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это ещё совсем не специфическая форма воображения.

    Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так М.В. Водопьянов или И.Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нём тогда, когда это была только мечта, ещё не осуществлённая и неизвестно, осуществимая ли.

    Воображение может, наконец, совершить и такой отлёт от действительности, который создаёт фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от неё, при этом всё же учитывает её существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает вовсе с действительностью.

    В своих высших творческих формах воображение совершает отлёт от действительности, чтобы глубже проникнуть в неё.

     

    Список использованной литературы:

     

    1. Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение. - Воронеж.: Изд-во института практической           психологии, 1996г. - 374 с.
    2. Маклаков А.Г. Общая психология. - Питер, 2005г.
    3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2000.-512с.
    4. Рогов Е.И. Я и самопознание. Развиваю мышление, память, воображение. – М: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону, 2006г. – 224 с. (серия «Психология детства»)
    5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999г. - 720с. - (серия «Мастера психологии»)
    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (28.11.2016)
    Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: