Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Психолого-педагогический самоанализ урока учителем

    Психолого-педагогический самоанализ урока учителем

         

        Как правило, идеальных уроков не бывает, недостатки есть всегда. Далеко не всегда удаётся реализовать все поставленные задачи на уроке. Может быть  именно поэтому процент качества знаний учащихся подчас не такой, как хотелось бы.

       Для того, чтобы  повысить процент качества знаний учащихся педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

    1. В какой мере удалось  реализовать все поставленные задачи урока?  Почему?
    2. Какие выводы следует сделать на будущее?

      Ответить на эти вопросы педагогу, возможно, поможет знание и реализация психолого-педагогических требований к организации  учебного процесса (в том числе оценочных ситуаций).

     

    Психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:

    1. Учёт возрастных, индивидуальных (медлительные, импульсивные, пассивные, чрезмерно активные, ослабленные дети) и иных  особенностей учащихся (уровень общей предметной подготовки учащихся: насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями, объём, содержание; колебания работоспособности в ходе урока: с 1-ой по 4-ю минуту урока учащиеся способны усвоить около 60% информации, с 5-ой по 23-ю – около 80%, с 24-ой по 34-ю – около 45-50%, с 35-ой до конца урока – до 6% - т.о. наиболее сложные и трудные задания нужно дать в первой половине урока, а вторую отвести на активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность; колебания работоспособности в зависимости от времени проведения урока: 5-й и 6-й уроки неблагоприятны для работоспособности учащихся -  т.о. нужно начать урок с фронтальной беседы (опроса), или практической работы, наблюдений, показа кинофрагмента с последующим обсуждением, затем можно провести беседу, поработать с учебником. В конце урока целесообразна самостоятельная работа с дидактическим материалом; кризисы внимания: вначале они следуют друг за другом через 14-18 минут. Когда человек начинает уставать – 2 кризис внимания – через 11-14 минут.  3 кризис – через 9-11минут. Четвёртый и все последующие – через 5-6 минут – т.о. на уроке необходимо неоднократно повторять самое важное, подчёркивать самое существенное).
    2. Ориентация на положительную оценку знаний, умений и навыков учащегося, даже если он неуспевающий, «слабый» ученик.
    3. Использование оценок не как средства жесткого контроля и давления, а как  необходимую для ученика информацию об эффективности его работы.
    4. Уважение  личности учащегося, искренний интерес к нему. Предоставление возможности высказать свою точку зрения, даже если она неверна. Поощрение высказываний.
    5. Включение учащихся в оценочную деятельность (обучение их самоанализу и анализу – умению рассматривать и оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки; развитие самоконтроля у учащихся: найти и исправить ошибки – т.е. развитие рефлексии – осознания самого себя, что является предпосылкой для целенаправленного изменения самого себя.).
    6. Оценивание учебной деятельности учащегося в ходе учебного процесса (урока)  и развёрнутая содержательная аргументация отметки за работу (в конце урока) Создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает учащийся (все свои переживания, «проблемы» оставлять дома). Использование вербальных и невербальных техник слушания-оценивания.

    ( Оценивание – вербальные или невербальные (словесные или мимика, жесты) реакции учителя на деятельность учащихся).

      Классификация ситуативных оценок:

    • Положительные оценки – согласие, одобрение, ободрение.
    • Отрицательные оценки – замечание, порицание, отрицание, упрёк, угроза, нотация.
    • Неопределённые оценки.

     

    Помимо реализации выше перечисленных психолого-педагогических требований  необходимо проанализировать следующие моменты:

     

    Субъектно-личностная ориентация:

    • Позиция учителя по отношению к учащимся: взрослый – ребёнок, родитель – ребёнок, взрослый – взрослый.
    • Поведение учителя на уроке: авторитарно-требовательное, отстранённо-официальное, развлекательно-сюсюкающее, заинтересованно-равноправное.

    Речевая среда:

    • Преобладание речи учителя (многословие, постоянное многократное повторение вопросов, инструкций).
    • Преобладание речи учащихся (умение слышать ответы друг друга, оценивание ответов обучающихся их самими, рассуждение по поводу учебного материала).

    Поведение учащихся:

    • Подчинение воле учителя.
    • Свободное общение в рамках темы урока, обмен мнениями.
    • Пассивное участие в уроке.
    • Отсутствие интереса к уроку.

    Способы взаимодействия учителя и учащихся между собой:

    • Подчинение слабого сильному.
    • Взаимоуважение и умение учитывать мнение каждого.
    • Разобщённость и неуважение друг к другу.
    • Соревновательность.

    Особенности вербального и невербального поведения учителя:

    • Темп речи, темп урока: адекватный (неадекватный).
    • Громкость речи.
    • Чёткость артикуляции.
    • Правильность речи и её сложность.
    • Использование жестов и их характер (открытые, закрытые), адекватность используемых приёмов (соответствие классу).
    • Характер и свобода используемых поз.
    • Характер перемещения по классу.

     

    Те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребёнка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.

     

    *Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личного потенциала.

    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (14.11.2016)
    Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: