Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Понятие внимания. Виды и свойства внимания.

    Понятие внимания.

    Виды и свойства внимания.

     

    Для восприятия любого явления необходимо. Чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам настроить на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Открытые нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физически относительно независимы от сенсорных процессов.[9, с. 64]  

    Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

    Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается, независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

    К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под «новизной» понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

    Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище.

    Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именно по этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

    В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

    Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

    Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.

    Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание называется послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остаётся связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

    Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

    Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределённой, т.к. существуют различные проявления, качества или свойства внимания.

    Выделяют такие свойства внимания:

    • концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;
    • устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
    • объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
    • распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;
    • переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

    Концентрация внимания – это показатель степени сосредоточенности на определённом объекте, интенсивность связи с ним. Концентрация внимания связана с глубоким интересом к  какой-либо деятельности, какому-либо предмету, человеку, событию или факту.

    Устойчивость внимания – это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость, личный интерес), а также внешними условиями деятельности. Устойчивость внимания поддерживается новизной поступающих стимулов, их повторением и сохраняется тогда, когда имеют место положительные результаты работы, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции.

    Устойчивость – временная характеристика внимания. Устойчивость внимания повышается при соблюдении: а) оптимального темпа работы: при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается; б) оптимального объёма работы: при чрезмерном объёме заданной работы внимание часто становится неустойчивым; в) разнообразия работы: однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания. Наоборот, внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изучаемый предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон.

    Состояние, противоположное устойчивому вниманию, - частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты.

    Объём внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохранятся в сфере повышенного внимания человека. У взрослого человека от 5 до 7 объектов. При восприятии чем-то связанных объектов (букв в слове, деталей в конструкции) объём внимания возрастает. [3, с. 82]  Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создаёт иллюзию большого объёма внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

    Распределение внимания – это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две или более различные деятельности. Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно. А некоторые профессии требуют этого. Две работы могут успешно выполняться только в том случае, если обе эти деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется очень свободно и лишь незначительно контролируется человеком. В центре внимания находится лишь одна деятельность. Другая же занимает относительно малую часть внимания; она находится не в центре, а на периферии.

    Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие – медленно и с трудом. Физиологически переключение внимания представляет собой перемещение по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Способность к быстрому переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов, т.е. от типа нервной деятельности. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

    ВЫВОДЫ:

    Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо деятельность. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы.

    Были выделены основные виды и свойства внимания.

    Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее безо всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами:

    1. Характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность.
    2. Внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
    3. Общая направленность личности.

    Произвольное внимание – это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий.

    Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

    Выделены и рассмотрены основные свойства внимания:

    • концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;
    • устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
    • объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
    • распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;
    • переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

     

    Список использованной литературы:

    1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской.- М., 1982г.
    2. Демьянова Ю. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум/Оформл. обл. Андреева А. С.. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респект», 1999г.
    3. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М., 1984г.
    4. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одарённости. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: ТЦ «Сфера», 1999г.
    5. Методика Д. Векслера WISC
    6. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер, 2001г. - 256 с.
    7. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
    8. Психология внимания/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я Романова.- М., 2001г.
    9. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/сост. Радугин А.А.; науч. редактор Кротков Е.А. – М.: 1996г.
    10. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М., 1990г.
    11.  Ульянова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.- М., 2002г.
    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (29.11.2016)
    Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: