Главная | Регистрация | Вход
ГАРМОНИЯ
Для Вас
Дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи аромата"
Никакого спама, гарантируем!

banner-1shag-book250

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Особенности внимания у детей дошкольного возраста.

    Особенности внимания

    детей дошкольного возраста.

     

    Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.[6, с. 163]  

    Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Выготский Л. С.  в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребёнка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребёнка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». [6, с. 164]   Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

    Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

    С самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

    Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причём сначала в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в отношении самого себя.

    Общая последовательность культурного развития внимания по Выготскому Л. С.  состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».[6, с. 153]   

    Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребёнком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребёнка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово всё более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребёнок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребёнка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

    Теперь попытаемся представить хронологически последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований.

    В первые недели и месяцы жизни появляется ориентировочный рефлекс как объективный, врожденный признак непроизвольного внимания ребёнка. Конец первого года жизни - возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. Начало второго года жизни - обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкции взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

    То есть, к 2 – 3 годам малыш уже может переключать своё внимание на взрослого и обратно на своё занятие, а к 3 – 4 годам переключаемость еще возрастает. Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. А когда ребёнок учится говорить и понимать речь, он должен научиться удерживать внимание не только на предметах, но и на обозначающих их словах. Особая задача для малыша заключается в удерживании внимания на инструкциях, которые дает взрослый: если ребенок отвлечется в самом начале речевой инструкции, то в результате не сможет выполнить и требуемого действия. Потом, в дошкольном возрасте, слова сами станут для ребенка средствами организации его внимания, но сначала малыш должен научиться удерживать внимание на обращенные к нему высказывания. Поэтому очень важно, чтобы взрослые, взаимодействуя с ребёнком, придавали своим словам эмоциональную окраску. Наконец, освоение предметной действительности, в частности в форме манипуляцией с различными предметами, приводит к тому, что ребёнок начинает обращать внимание на всё большее число признаков этих признаков, особенно на те признаки, которые значимы для выполнения деятельности. Например, ложкой удобно зачерпывать суп, вилкой – уже затруднительно, а ножём и вовсе невозможно. Однако и на этом этапе развития внимание всё ещё направляется новизной объектов. В 4 – 5 лет у ребёнка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что – то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнять определенную задачу и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читаемую слух сказку, не отрываясь от дела. Только при усложнении задачи ребенку приходиться сосредотачиваться на ней и отвлекаться от всего остального.
    Примерно в этом же возрасте внимание ребенка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредованным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда и на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания – прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредованно речью взрослого, а потом - своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становиться внутренним. Наконец, к 10 – 12 годам возрастают объём и концентрация внимания, оно делается более устойчивым. Эти изменения обусловлены уже не столько созреванием мозга, сколько завершением становления всей системы высших психических функций ребёнка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой. Однако развитие внимания продолжается на протяжении всей жизни человека.

    Более подробно о психическом развитии детей всех возрастов можно почитать в книге о конструктивном воспитании ребёнка. По вопросу о её бесплатном приобретении обращайтесь через подпись на дистанционный курс "Как создать запоминающийся образ при помощи ароматов".

    Список использованной литературы.

    1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/Под ред. К.С. Лебединской.- М., 1982г.
    2. Демьянова Ю. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум/Оформл. обл. Андреева А. С.. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респект», 1999г.
    3. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Г.А. Власовой В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.- М., 1984г.
    4. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одарённости. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: ТЦ «Сфера», 1999г.
    5. Методика Д. Векслера WISC
    6. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер, 2001г. - 256 с.
    7. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
    8. Психология внимания/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я Романова.- М., 2001г.
    9. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/сост. Радугин А.А.; науч. редактор Кротков Е.А. – М.: 1996г.
    10. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М., 1990г.
    11.  Ульянова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.- М., 2002г.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: ирина (29.11.2016)
    Просмотров: 45 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: