Личность школьника – определение и особенности.
В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность. В широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное измерение личности обуславливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство психологов считает, что личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих стиль мышления данного человека, строй его чувств и поведения.
В основе личности лежит её структура: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и потребности. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и потребности (мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации) – это, соответственно, переживания людей и движущая сила поведения человека – ядро личности.
Термин личность (persona) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста. Поэтому представление о личности невозможно без представления о роли социального фактора развития.
Таким образом, личность - это результат активного взаимодействия со средой, в процессе которого человек приобретает личностные качества.
Итак, личностью не рождаются, личностью становятся.
Развитая личность:
1. Обладает развитым самосознанием (осознание, оценка человеком себя, своего места в мире). Субъективно, для человека, личность выступает как его Я - «образ Я» (то, каким себя рисует человек в каждый отдельный момент), «Я-концепция» (система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними. Будучи выработанной, она избирательно допускает в свои границы новые факты, т.е. установившаяся «Я-концепция» формирует своеобразную контрольно-пропускную инстанцию для истолкования вновь поступающих данных, касающихся самого себя).
Способна управлять самой собой, своими психическими процессами (саморегуляция), своими деятельностью и поведением и отвечать за свои действия и поступки (самоконтроль).
2. Представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости её поведения, в закономерности её поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки - врождённые анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Один и тот же человек в различные периоды времени и в разном окружении проявляет разные стороны личности, живёт и действует как бы на различных уровнях своих возможностей. Но в главном деле своей жизни, в самых важных отношениях и чувствах, в поступках, которые требуют сложные обстоятельства, - он проявляет свою сущность.
Когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, мы должны ответить на три вопроса: 1. Чего он хочет? (что для него привлекательно, к чему он стремится) Это вопрос о направленности личности (потребностях, интересах, установках, мотивации, идеалах); 2. Что он может? (каковы его интеллектуальные способности); 3. Что он есть? (как реализует свои возможности) Это вопрос о характере или устойчивых стержневых свойствах личности (темперамент).
Все эти стороны личности взаимосвязаны. Так, интерес направляет деятельность, в этой деятельности достигаются определённые успехи и развиваются способности, кроме того, усиливается исходная мотивация, появляется чувство компетентности, что влечёт за собой повышение самооценки и уверенности в своих силах.
3. Таким образом, личность представляет собой единое целое.
Единство личности присуще и ребёнку. Но, поскольку на протяжении многих возрастных периодов детства личность находится на стадии становления, ещё только формируется, это качество не проявляется так отчётливо. Особенно противоречив и непоследователен подросток, для которого характерна личностная нестабильность.
До 6-7 лет ребёнок действует непроизвольно, импульсивно. У него возникла какая-то потребность, он пытается её удовлетворить первым попавшимся способом, не задумываясь над тем, а нельзя ли удовлетворить её по-другому, лучше. Возникло какое-то смутное желание, он куда-то побежал, что-то делает, через несколько минут он может бросить начатое дело и заняться совершенно другим, а о первом деле он уже забыл.
А вот уже после 6-7 лет ребёнок начинает чётко осознавать свои потребности и желания, он уже способен решать, какую из потребностей следует удовлетворить в первую очередь, а какие потребности могут подождать, какое возникшее желание вообще не следует осуществлять, так как оно может принести лишь вред себе и другим. Он учится управлять собой, своим поведением, своими психическими процессами и действиями. Это и означает, что он начинает развиваться как личность. В процессе формирования личности у ребёнка начинают развиваться воля, внимание становится произвольным. На этой основе формируется характер, познавательные способности. Ребёнок учится управлять своими эмоциями, чувствами, которые начинает осознавать.
В этот период очень важно формировать у ребёнка понимание добра и зла, нравственных начал, правильное и разумное поведение в обществе, среди взрослых и своих сверстников.
Во всех возрастах ярко выражены межиндивидуальные различия. Когда говорят «индивидуальность», имеют в виду как раз то, чем данный человек отличается от других. Нет двух одинаковых детей, даже среди близнецов. Тем не менее многих детей что-то объединяет (одни очень общительны, другие замкнуты, третьи крайне чувствительны, ранимы). Объединяя детей или взрослых людей в группы по каким-либо общим для них существенным особенностям, подчёркивают индивидуально-типические различия: дети с ЗПР, подростки с акцентуациями характера, с делинквентным (противоправным) поведением, с девиантным поведением (социально неодобряемым – преступность и уголовно ненаказуемым (непротивоправным) аморальным поведением: употребление алкоголя и наркотиков, распущенность в сфере сексуальных отношений и др.), дети с высокой тревожностью, с невротическими реакциями, одарённые дети. Это всё варианты нормального развития, иногда – крайние варианты нормы или пограничные состояния. Все они характеризуются специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера и поэтому своеобразным поведением. При каждом варианте развития у детей возникают свои школьные проблемы.
Ребёнок, рождаясь, имеет огромные потенциальные возможности. Его личность можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль и задают направление процессу воспитания личности):
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - те способности, которые обеспечивают продуктивность познавательной деятельности. Определяется объёмом и количеством информации, которой располагает ученик.
- МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ – определяется приобретаемыми нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении.
- ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
- КОММУНИКАТИВНЫЙ – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
- ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусств.
Потенциал человека раскрывается на протяжении всей жизни.
Задача педагога - помочь ребенку в раскрытии своего потенциала с целью стать полноценным человеком.
|